18.05.2009
Атака на наследие. Интерактивная карта разрушений и угроз в ЦДХ
Группа художников «О3» при поддержке движения «Архнадзор» представила в Третьяковской галерее на Крымском валу художественно-публицистический проект «Городки», приуроченный к международной акции «Ночь музеев». Поле для игры в городки молодые художники «спроецировали» на карту Москвы – каждая разбитая фигурка на ней символизирует стройку, в большинстве случаев уже обернувшуюся утратой памятника.
Интерактивные «городки» расположились в фойе Третьяковки в то самое время, когда вход туда в преддверии «Ночи музеев» был объявлен бесплатным, так что в галерее было оживленней, чем обычно. Толпившийся у касс за бесплатными билетами народ заглядывался в сторону «городков», кое-кто робко ходил около, изучал пресс-релизы, но, видно, до конца так и не понимал, что перед ним такое. На полу расстелили карту Москвы в пределах Третьего транспортного кольца, весьма приближенную, нарисованную от руки. Такая безликость и неузнаваемость столичных улиц и мест по замыслу художниц должна была обозначать собственное отношение к городу – для них Москва потеряла свою идентичность, стала безымянной в результате многолетней «зачистки» под новое, «чужое» строительство. По карте, сгущаясь к центру, раскиданы фигурки «городков» – почти все это стройки. Кое-где палочки пока стоят, обозначая памятник под угрозой (в основном это адреса из недавно презентованной «Архнадзором» «Красной книги»), кое-где – лежат, там уже сохранять нечего. Некоторая степень узнаваемости объектов все-таки присутствует – это Кремль в центре и кусок Китайгородской стены. Остальное довольно условно.
Перед картой на экране шел фильм, снятый художницами на стройке одного дома на Покровке – его уже нет. Там под звуки перфораторов и других строительных шумов идет настоящая игра в «городки»: удар-снос, удар-снос, был памятник – нет памятника… Художественная часть акции этим исчерпывается. Публицистическое содержание выражается в том, что за каждой условной фигуркой стоит конкретный адрес. Фотографии и информацию по ним обеспечил «Архнадзор», разместив, кстати, у себя на сайте список этих памятников. Их изображения висят рядом с экраном, хотя, как рассказала представитель движения Анна Ильичева, изначальный замысел был сложнее и эффектнее – карта должна была стать по-настоящему интерактивной – ходишь по ней, нажимаешь ногами на определенные точки-адреса, и памятник с описанием появляется на экране.
Сейчас, пока «аттракцион» работает не в полную силу, всех заинтересовавшихся конкретными домами «Архнадзор» отсылает к книге Константина Михайлова и Рустама Рахматуллина «Хроника уничтожения Старой Москвы 1990–2006». Некоторые адреса, в том числе и здание ЦДХ, где проходит акция, стали в последнее время скандально известны, но в общей сложности их больше тысячи и, естественно, основная масса исчезла или исчезает незаметно, несмотря на то, что подчас это всем хорошо знакомые места. Так, заведомо доведенный до аварийного состояния с ведома городских властей, в 2003 году был снесен дом на углу Арбатской площади и Малого Афанасьевского переулка, последнее, как пишет Константин Михайлов, историческое здание ценного фронта нечетной стороны Арбатской площади. На Большой Никитской, 46 в ходе реконструкции усадебного дома Бибиковых в 2002 году исчезли полукруглые двухэтажные галереи, соединяющие его с флигелями. В Сокольниках в начале 1990-х в результате поджога был утрачен павильон ресторана на Оленьих прудах – одна из немногих сохранившихся там с начала XX века деревянных построек в стиле модерн… И еще сотни таких историй, которые, наверное, ни на какой карте не уместишь. Правда, как заметила Анна Ильичева, сама идея интерактивной карты как весьма остроумного и, главное, доступного для прочитывания способа донести материал до широкой публики «Архнадзору» нравится, возможно, через некоторое время ее удастся реализовать в полном объеме.
текст: Наталья Коряковская
Оригинал на сайте Агенство Архитектурных Новостей